banner

Свидание с юностью

17 Июля’09
1847

Среди дымок тумана вечернего

В угасающем свете зари,

Вспоминая друзей и товарищей,

Среди них и меня вспомяни…

(Надпись на обратной стороне фотографии полувековой давности.)

 


Свидание с юностьюСовсем недавно был прощальный бал выпускников школ. Как все торжественно и величаво! Юным созданиям, вступающим в жизнь, желали только самого лучшего. И жизнь эта сияла перед ними солнечным светом, переливалась всеми цветами радуги, открывая горизонты будущего. Пусть оно будет мирным и счастливым!..

Присутствуя на вручении аттестата внучки, я вспомнила и свой выпускной бал. Как давно (а может быть, и недавно?) это было!

На днях приехал ко мне из Ленинграда друг юности. Родом Георгий из деревни Шелесты, я — из поселка Островский. Учились мы когда-то в одной школе, Полонковской. Знали друг друга с детства, поэтому и хранится в памяти многое. До трех часов ночи вспоминали свое босоногое детство, которого коснулось черное крыло войны, вспоминали свою неприхотливую юность. То и дело восклицали: «А помнишь?..»

Отец его пропал без вести на фронте, а мать за связь с партизанами была расстреляна в урочище Вишевник. В два года Жорка попал в семью дяди (брата отца), там и воспитывался. Потому на следующий день по приезде мы посетили с Жорой братскую могилу, где похоронена его мать. Побывали и на могиле в сквере Свислочи. Здесь почивает партизан, за которого в начале войны и погибла Жорина мама…

Прошло полвека с того времени, когда нам было 18. Теперь мы — прожившие жизнь люди.

Жора признался, что приезжал однажды на родину, но не решился со мной встретиться. Боялся случаем нарушить мою семейную жизнь. Он всегда благородно желал мне только счастья, несмотря на то, что я не решилась ответить на его предложение руки и сердца в 18 лет. Пути наши в молодости разошлись. И вот мы снова встретились. Правда, далеко не теми, что запечатлены на юношеских фотографиях.

Свидание с юностьюК слову, о снимках. Пятьдесят лет хранил он мою фотографию. Может, она напоминала ему о родной Беларуси. Может, о наших встречах, чистой первой любви… Кто знает?.. Сегодня Жора вернул мне ее, сказав, что жить осталось уже немного (он перенес инсульт). «После смерти моей, — говорит, — не хочу, чтобы кто-то топтал мою юность, а сжечь фотографию рука не поднимется…» Такими дорогими остались ему те первые чувства.

Что могли мы сказать друг другу, прощаясь теперь уже навсегда со своей юностью?! Мы желали друг другу здоровья и добра.

…Я захлопнула дверцу машины. Она развернулась и потихоньку стала набирать скорость. За стеклом сидел седой человек и махал мне рукой в знак прощания и благодарности за наши молодые годы. На душе было грустно оттого, что порвалась последняя ниточка, связывающая нас с юностью. И в то же время гордость переполняла мое сердце. Ведь Георгий помнил меня всю жизнь. Это, видимо, имеет какой-то глубокий смысл… Что теперь? Сын выращен, и дом построен, и дерево посажено. Значит, жизнь прожита не зря.

…Хочется пожелать нынешним выпускникам, чтобы и у них в сердцах остались такие же долгие и теплые воспоминания друг о друге.

Р. СТАСЮК, г. Свислочь.

На снимках: «Как молоды мы были…»

Фото из семейного архива.

Предыдущая статья

Алименты по-новому