banner

О наших детях

13 Апреля’24
1152

Наши дети. Давайте зададим себе вопрос: как часто мы про них думаем? Нет, не в плане покормить, одеть, выучить. А в моральном плане: чем они живут, о чем мечтают, что их тревожит или вызывает страх? Хватает ли им нашей любви, заботы, общения? Ответ на этот вопрос прост: думаем, но… Иногда мысли остаются мыслями: подумать – подумали, спросить – забыли, не смогли, не успели. И бывает, что наступает время, когда поздно…

Поделиться своими мыслями о роли семьи в формировании психологического здоровья детей, о факторах риска их суицидального поведения при разводе родителей, о том, что чувствуют дети, когда их приходится отбирать у нерадивых родителей, за «круглым столом» собрались люди с разными профессиями, разными взглядами, но которые и по долгу службы, и по состоянию души неравнодушны к судьбам детей.

А это заместитель директора по основной деятельности ГУО «Свислочский социально-педагогический центр» Ирина Герман, педагог-психолог СПЦ Лариса Боричевская, заместитель начальника отделения охраны, правопорядка и профилактики ОВД Свислочского райисполкома Екатерина Радивоник, заведующий сектором идеологической работы и по делам молодежи райисполкома Ирина Павлюченя, настоятель храма Воздвижения Креста Господня Дионисий Черняев, начальник отдела ЗАГС райисполкома Татьяна Супрун, психолог ГУ «Свислочский центр социального обслуживания населения» Юлия Завадская.


– Что касается нашей работы, – начала разговор Ирина Герман, – мы уделяем большое внимание профилактике суицидоопасного поведения дети могли найти выход из разных ситуаций. Недавно закончился месячник по профилактике кризисных состояний несовершеннолетних, и началась акция «Дом без насилия». Чтобы обсудить эти темы, мы и решили провести «круглый стол». Возможно, вы подскажете что-то нам, на что больше обратить внимание, чтобы на практике применить более эффективные методы.

Лариса Боричевская заострила внимание присутствующих на таком больном вопросе, как отобрание детей у нерадивых родителей. Она поделилась своим опытом в этом направлении, отметила, насколько тяжело переносят разлуку с родителями, с привычной для них обстановкой дети.

Все они без исключения травмированные, – отметила педагог-психолог с богатым опытом. – Конечно, специалисты КДН, опеки принимают решение об отобрании детей в самом крайнем случае, когда речь идет о защите ребенка, когда ему угрожает явная опасность, как для здоровья, так и для жизни. Но, чем бы мы ни руководствовались в этих вопросах, факт отобрания детей из семьи разрушает их устоявшийся мир. В ряде исследований указано, что изъятие ребенка из семьи по шкале стресса сравнимо со смертью родителей. И такой фактор серьезно влияет на дальнейшее развитие ребенка, его психоэмоциональное состояние.

Для каждого ребенка очень важно, чтобы рядом была мама, ее голос, запах, возможность прижаться к ней, ощутить ее ласку. Даже если в доме не всегда прибрано и не очень вкусно приготовлено, но есть нормальный контакт с мамой, то в развитии этого ребенка меньше проявляются психосоматические расстройства, и, наоборот, в учреждениях типа детских домов, где и гигиена, и питание на высшем уровне, дети чувствуют себя не лучшим образом. Такой ребенок не может развиваться, как наши обычные дети, у него в любом случае будут какие-то отклонения. Это может быть и агрессивность, и низкая самооценка, неуверенность в своих силах, неумение общаться с окружающими, устанавливать контакт. А иногда, наоборот, они тянутся к чужим людям, прямо липнут к ним, жаждут общения, тепла. Они доверчивы и открыты, любое проявление внимания, воспринимают как любовь и очень часто оказываются в непростых, даже опасных ситуациях.

– Я много лет работаю в комиссии по делам несовершеннолетних, – вступила в разговор Ирина Павлюченя, – и хочу сказать, что мы отбираем детей в самый последний момент. На первое место ставятся интересы ребенка. И только когда идет речь о безопасности ребенка, когда родители каждый день пьют, а он предоставлен самому себе. Но бывают случаи, когда ребенок, не смотря ни на какие обстоятельства, не желает расставаться с родителями, с домом и всеми силами старается избежать этой крайней меры. Был случай, когда девочка при виде приближающихся к дому членов комиссии бежала к матери с криком: «Мама, прячься, они идут!»

Еще десять лет назад мы не отбирали столько детей, как сейчас. К сожалению, такие случаи учащаются. Детские врачи отмечают, что есть дети, которые в три года еще не разговаривают. О чем это говорит? О том, что с ребенком никто не общается. Мама предпочитает «разговаривать» с телефоном. Ей куда интереснее «тик-ток», чем общение с ребенком. Накормлен, молчит, значит, все нормально. К сожалению, это относится к молодым семьям, которые заняты гаджетами больше, чем собственными детьми.   

Хочу отметить, что председатель КДН Юрий Валентинович Куликов, до самого последнего момента противится отобранию детей. Бывает, что вся комиссия настаивает, а он все равно не соглашается и дает тысяча первый шанс исправиться.     

Продолжая тему стрессовых ситуаций у детей, Лариса Боричевская заострила внимание собравшихся на таком вопросе, как развод родителей.

– Это тоже, несомненно, травма для ребенка, – отметила педагог-психолог. – И отобрание из семьи, и развод мамы и папы, дети воспринимают, как потерю близкого человека. Они проходят все стадии горевания: и отрицание, и шок, и чувство вины. В такие часы очень важно детям подобрать правильные слова, ребенок должен знать, что, несмотря на разрыв отношений между отцом и матерью, он все равно дорог и любим обоими. Нужно сделать все, чтобы минимизировать эту потерю. Потому что если ребенок не получил нужной помощи и поддержки от близких при разводе, спрятанные чувства, которые не проговорились, не выплакались, не вышли наружу, все равно дадут о себе знать комплексами, чувством вины, неуверенностью, низкой самооценкой, обидой и болью.

О популяризации семьи и семейных ценностей, а также о проблеме разводов рассказала начальник отдела ЗАГС Татьяна Супрун.

– К сожалению, случаи развода у нас стали довольно частыми. В прошлом году было зарегистрировано 30 браков и 9 расторжений. Причем это только те, которые расторгались в ЗАГСе, то есть семьи не имеют несовершеннолетних детей, в суде будет иная цифра. Мы не имеем права как-то влиять на желание расторгнуть брак, но в Беларуси есть практика медиации, которая этими вопросами занимается. Однако, как бы мы ни популяризировали эту медиацию, еще никто не обратился за такой помощью.

Немаловажным сегодня является вопрос об установлении отцовства. Нередки случаи, когда в графе «отец» стоит прочерк. Мамы наверняка знают, кто является отцом ребенка, однако предпочитают почему-то прочерк. У таких детей тоже в жизни возникают проблемы, они теряются по жизни, чувствуют себя незащищенными, им труднее принимать какие-то решения, преодолевать трудности. Хотя нередки случаи, когда отцы приносят заявления о признании ребенка и отцовство устанавливается.

На роли Православной Церкви в формировании у современной молодежи позитивного отношения к жизни и правильном выборе жизненных ценностей заострил внимание настоятель храма Воздвижения Креста Господня Дионисий Черняев.

– С каждой парой, которая приходит в церковь с просьбой венчания, мы обязательно беседуем, – пояснил священнослужитель, – рассказываем, что такое семья с христианской точки зрения, какие обязанности берет на себя человек, когда вступает в семейную жизнь. Отец Дионисий подчеркнул, что нет такого понятия, как гражданский брак, это просто сожительство, при котором ни у той, ни у другой стороны нет друг перед другом никаких обязательств. А брак – это служение. Служение друг другу, а главное – служение Богу. Если на первом месте будет Христос, то все остальное как-то само приложится. В семьях, где отец с матерью искренне верят в Бога, где с малых лет детей приобщают к церкви, не будет проблем и разногласий, а дети вырастут в спокойной доброжелательной обстановке.

На одной из самых актуальных тем – домашнем насилии – остановилась Екатерина Радивоник.

– С 7 по 17 апреля у нас проводится республиканская профилактическая акция «Дом без насилия». Мы работаем с семьями, особенно с многодетными, теми, где воспитываются дети с отчимами. В настоящий момент на профилактическом учете в РОВД состоит 44 человека. В текущем году было 28 сообщений о фактах домашнего насилия, составлено 25 административных протоколов за причинение психических и физических страданий. Причина, как правило, – алкоголь. Обращаются не все, многие женщины скрывают факты насилия в доме, как по отношению к ним, так и к детям. Мы посещаем даже такие семьи, где предполагаем насилие, – рассказала она.

В заключение психолог ГУ «Свислочский центр социального обслуживания населения» Юлия Завадская рассказала о причинах семейных конфликтов и их разрешении.

Ядвига КОБРИНЕЦ

Фото автора

Предыдущая статья

Александр Лукашенко и Владимир Путин встретились в Кремле с Мариной Василевской и Олегом Новицким