Давно отгремели последние залпы сражений на белорусской земле. Но время не в силах стереть с человеческой памяти трагические и героические события, происходившие здесь в 1941-1945 годах. Посмотрите: вся наша земля в памятниках, мемориалах, обелисках. Ежедневно, ежечасно, ежеминутно они напоминают нам о тех, кто погиб за свободу и независимость Родины – красноармейцах, партизанах, подпольщиках. За каждым именем на памятнике стоит человек. Кем и откуда были воины, погибшие в боях за свислочскую землю и обретшие здесь вечный покой? История и судьбы «оживают» в нашем новом проекте «Гранит не молчит», приуроченном к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Сын Майкопа
У большинства народов есть свои, для них характерные фамилии. По ним несложно определить национальность. Вот говорим «Иванов, Петров, Сидоров» и понимаем, что за ними стоят русские люди. Сколько их, сыновей большой советской Родины с самыми русскими фамилиями в 1941-1945 годах встали на ее защиту, трудно сказать. Верный ответ – много. На запрос «Иванов» электронная информационная система «Память народа» выдает свыше миллиона документов, на запрос «Петров» – больше 400 тысяч, по «Сидорову» – почти 130 тысяч. Такой Бессмертный полк однофамильцев получается…
Одна из самых распространенных русских фамилий выбита и на мемориальной плите братской могилы в Хоневичах. 16 июля 1944 года здесь захоронили 98 военнослужащих и участников сопротивления. В 1965-м поставили памятник. Скульптура солдата со знаменем в руках и партизанки с автоматом на постаменте с мемориальной доской сегодня являются объектом историко-культурного наследия Беларуси.
Среди захороненных в хоневичской братской могиле – Семен Никитич Сидоров. Известно, что он родился в Майкопе, сегодняшней столице Адыгеи. Великая Отечественная война не обошла и этот город. Майкоп был захвачен фашистами и около полугода, с августа 1942-го до января 1943-го, находился в оккупации.
Был освобожден советским диверсионным десантом, Майкопским партизанским отрядом «Народные мстители» и Тульским партизанским отрядом. Более десяти с половиной тысяч майкопчан ушли на фронты Великой Отечественной, четыре в половиной тысячи из них не вернулись домой. Шестнадцать уроженцев и жителей города были удостоены звания Героя Советского Союза, двое стали полными кавалерами ордена Славы, тысячи были награждены боевыми медалями и орденами.
Если говорить про Адыгею в целом, то на фронтах войны сражались более 80 тысяч ее жителей, свыше 33 тысяч погибли. Именно в Адыгее и на Кубани фашисты впервые применили душегубки – машины, в которых от удушения газом умерли более 4 тысяч мирных жителей: детей, женщин, стариков. На месте Дома правительства находился лагерь военнопленных, которых вывозили из города по маршруту, названному в народе «треугольником смерти». На пути Майкоп – Белореченск – Апшеронск изможденные люди просто падали замертво. Но местные жители, несмотря на угрозу смерти, умудрялись передавать пленным еду. В 1942-1943 годах начались ожесточенные бои за каждый клочок адыгейской земли. В январе 1943-го развернулись жестокие бои и на улицах Майкопа. Говорят, оккупантами тогда был заминирован практически весь город… После освобождения от фашистов Майкоп вернулся к мирной жизни и начал восстанавливать все, что было разрушено. Сегодня в адыгейской столице горит Вечный огонь в память о всех погибших в борьбе с захватчиками. Горит он и в честь майкопчанина Семена Сидорова, сердце которого перестало биться в бою за освобождение нашего Свислочского района.
Настоящий командир
Что нам известно о Семене Сидорове? Родился он 3 февраля 1902 года. В Отечественной войне участвовал с августа 1941-го. Был призван Майкопским ГВК Краснодарского края (в то время Адыгейская автономная область). Имел воинское звание «старший лейтенант», служил старшиной. Последнее место службы – 676-й стрелковый полк 15-й стрелковой дивизии. Несколько раз был ранен: 5 июля 1943 года – на Центральном фронте, 13 ноября 1943-го – на Белорусском. Погиб в бою 13 июля 1944 года в свислочском крае. Первичное место захоронения – деревня Лавриновичи. Чуть позже останки были перезахоронены в братскую могилу в аг. Хоневичи.
Личные заслуги Семена Сидорова на фронтах войны отмечены высокими наградами. Он был образцовым офицером. Таким, каких в военных фильмах показывают. Как раз в тех эпизодах, где командир ведет своих бойцов в атаку. Ведет без страха смерти, самоотверженно и решительно, с мобилизующим все внутренние силы криком «ура!». Это чувствуется, когда читаешь архивные наградные документы. В каждом из них – героические моменты сражений. Яркие, живые, настоящие.
Увлекая личным примером
12 февраля 1943 года Семен Сидоров был представлен к медали «За отвагу». «Командир взвода ПТР старшина Сидоров Семен Никитич в бою за село Семеновка Курской области 10.2.43 г. действовал смело и, несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь противника, правильно организовал борьбу с вражескими танками, в результате чего один танк был подбит», – читаем в наградном листе.
Приказом частям Сивашской дважды Краснознаменной и ордена Ленина стрелковой дивизии 13-й армии Центрального фронта от 20 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых задач командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество тогда еще младший лейтенант командир стрелковой роты 676-го стрелкового полка Семен Сидоров награжден орденом Красной звезды.
«Товарищ Сидоров, участвуя в боях с немецкими оккупантами, с 5.7.43 г. командуя стрелковой ротой, действовал исключительно смело, проявляя умение в командовании в боевой обстановке. Несмотря на массированный обстрел боевого порядка роты и наступления численно превосходящего противника, его личный состав действовал исключительно стойко и самоотверженно. Отражая неоднократные атаки, тов. Сидоров лично водил роту в контрнаступление, беспощадно уничтожая фашистов. Находясь в окружении, он обеспечивал удержание своего рубежа на протяжении 18 часов. При выходе из окружения, умело маневрируя огнем, тов. Сидоров вывел полностью личный состав и матчасть роты. За проявленное мужество и умелое командование в бою тов. Сидоров достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды», – так описал героические действия своего офицера командир 676-го стрелкового полка подполковник Николай Оноприенко.
В ходе освободительных боев на Брестчине Семен Сидоров снова отличился. Героя нашел орден Красного Знамени.
«Тов. Сидоров в бою 24.6.44 года действовал исключительно смело и бесстрашно, – рассказывают архивные документы. – Находясь лично в боевых порядках роты, тов. Сидоров вслед за огневым валом артподготовки стремительной атакой, увлекая личным примером, повел своих бойцов на штурм обороны противника, благодаря внезапности, завязав бой в траншеях противника, быстро выбил его из передней линии обороны, понеся при этом весьма незначительные потери. В последующих боях рота тов. Сидорова в ходе наступления на с. Петровичи успешно отбила три контратаки противника, причем одна из них была применена с введением танков. При отражении контратак тов. Сидоров лично захватил в плен двух немцев. Преследуя противника вместе с 7-й стрелковой ротой, рота тов. Сидорова стремительным ударом овладела с. Синкевичи. За проявленное личное мужество и героизм, исключительно умелое руководство своим подразделением в боевой обстановке тов. Сидоров достоин правительственной награды – ордена Красного Знамени».
Не вернулся с боя
Приказом частям 18-го стрелкового корпуса от 14 июля 1944 года командир стрелковой роты 676-го стрелкового полка 15-й стрелковой дивизии Семен Сидоров был представлен к Ордену Отечественной войны I степени. Уже посмертно. Ведь 13 июля 1944-го имя бесстрашного командира пополнило списки безвозвратных потерь. Из штаба дивизии начальник отделения кадров Кондратьев докладывал в главное управление кадров НКО: «Предоставляю именной список № 8 и № 9 безвозвратных потерь офицерского состава – 8 чел. за период с 1 по 20.7.44 года по 15-й стрелковой Сивашской дважды Краснознаменной и ордена Суворова дивизии».
Потом был еще один приказ – главного управления кадров народного комиссариата обороны СССР № 02991/пог. Этот документ исключал Семена Сидорова вместе с десятками других офицеров, погибших в боях против немецко-фашистских войск, из списков Красной армии.
Печальная весть отправилась в Краснодарский крайвоенкомат, а оттуда – в Майкоп, на улицу Армянскую, 15. Там Семена Сидорова осталась ждать жена Анна Ивановна. Но дожила ли она сама до июля 1944 года, пережила ли тяжелое время оккупации города, нам, увы, неизвестно.
Наталья ТУРКО
Фото автора
Электронная
подписка на «СГ»
Подробнее
подписка на «СГ»