banner

«Спадчына» – союз двух сердец

05 Марта’21
2506


Герои нашей сегодняшней тематической полосы – Алла и Михаил Балюк. Это интернациональная семья. Жена – русская, а муж – белорус, наш земляк, уроженец деревни Большая Колоная. В этом населенном пункте несколько лет назад супруги открыли агроусадьбу «Спадчына».

«Город уже не манит»

Хозяева радушно приглашают меня в обычный деревенский дом, перестроенный на современный лад. Они выкупили его у родственников. Здесь есть все для комфортного проживания. От колодца проведен водопровод. Имеются стиральная и посудомоечная машины, ванная комната, фитобочка, современная мебель. Из прошлой жизни дома осталось печное отопление. Правда, печь новые домовладельцы модернизировали, встроив в нее камин. Дом рассчитан для проживания семьи из пяти человек. 

Снаружи жилище тоже претерпело изменения: к нему пристроена уютная веранда, придающая оригинальность строению. Вдоль дорожки, ведущей к хозпостройкам, расположены фонари. Облагорожена и придомовая территория, которая до поздней осени утопает в зелени и цветах. Есть и своя пасека. 



Любят отдыхать в Большой Колоной двое детей и пятеро внуков моих героев. Для них отремонтирована часть родительского дома. На этой неделе родители ждут в гости дочь Светлану с детьми. Они в прошлом году тоже приезжали сюда. Хотели немного погостить, а из-за карантина пробыли четыре месяца. Дочь работала на удаленке, дети учились дистанционно. 

Раньше Алла Алексеевна не представляла, как здесь живут люди. Ей нравилось приезжать сюда с мужем во время отпуска. На две недели два раза в год они окунались в деревенскую жизнь, отдыхали. 

Постоянно находились во временных рамках. Только тут отдышишься, втянешься, надо уезжать. Поэтому, как только муж пошел на пенсию, мы сразу же сюда приехали. Думали, месяц побудем, полтора. В общем, сколько захочется. Отдохнем, никуда не спеша дела утрясем… А тут пандемия. Пришлось остаться, – рассказывает Алла Алексеевна. 

Она думала, не выдержит этой тишины, размеренности, ведь жизнь прожита в стремительном городском ритме. Ее родители – геологи. Колесили по стране в поисках минеральной воды. Только когда дочке исполнилось 11 лет, семья осела в Подмосковье, в деревне Якшино. 

Трудовая деятельность моей героини была связана с Москвой. Она работала в отделе кадров института патентной экспертизы. Каждый день добиралась к месту работы и обратно. 

Встреча будущих супругов произошла, когда Михаил служил в армии. Он был водителем у генерала и часто возил его по Минской трассе, что проходила недалеко от Якшино. Один раз подвез девушку, другой раз… Завязалась дружба. 

Обоим запомнился ноябрь 1977 года. Подъезды к столице закрыты. Москва готовилась к празднованию 60-летнего юбилея Великой Октябрьской революции. У молодого человека на руках удостоверение о демобилизации и билеты на поезд. Посадка на него осуществлялась с ближайшей остановки – города Можайска. Наняв автомобиль, он приехал к Алле и предложил поехать в Белоруссию, чтобы своими глазами увидеть красоту и величие Беловежской пущи, о которой он много рассказывал девушке.  

– Мы, поколение 70-х,  очень решительные были. У нее было пять минут, для того чтобы собраться, одеться, написать родителям записку, – рассказывает Михаил Михайлович.

В Большой Колоной тоже не подозревали, что сын не один приедет со службы. Времени на долгие размышления не было, и девушка согласилась. Как оказалось, в своем выборе они не ошиблись, разглядев друг в друге свои вторые половинки.  

Центр силы

Свою малую родину Михаил Михайлович считает центром силы. Он здесь отдыхает душой, набирается энергии, хотя большую часть жизни провел вдалеке от него.

Это место особенное не только потому, что здесь он появился на свет. Отсюда родом его отец и дедушка Андрей. Возможно, все было бы иначе, останься его предок сто лет назад в Америке. Дед был профессиональным портным. В 20 лет уехал на заработки. Там женился на эмигрантке, уроженке Галиции (Западная Украина). Неустановленная болезнь заставила его уже с женой вернуться на родину, пробыв за океаном более десяти лет. Именно поэтому сам дедушка и представители последующих поколений семьи Балюк имели в деревне прозвище «американцы». 

Об этом периоде в жизни предков напоминают сегодня и красивый заграничный сундук (похожий на те, в которых пираты хранили сокровища), и грамоты, полученные уже правнучкой. Она побывала на острове близ Нью-Йорка, где были на карантине сразу по приезду в чужую страну прадедушка с прабабушкой. Там теперь музей, где выдают копии документов бывших эмигрантов: короткие сведения о каждом.

Теперь они бережно хранятся в настенных рамках как реликвии, как часть истории семьи. 

С гордостью Михаил Михайлович рассказывает о своих родителях. Отец трудился в колхозе, последние годы перед пенсией был кузнецом. Мама работала в Большеколонянской школе учителем начальных классов. Это было ее первое и единственное место работы. В ее трудовой книжке только две записи: даты принятия на работу и увольнения в связи с выходом на пенсию.

С большим уважением он вспоминает педагогов школы, которые дали путевку в жизнь не одному поколению талантливых ребят. Стремление отдать дань уважения своим землякам, истории своего населенного пункта и стало причиной создания агроусадьбы под названием «Спадчына».

Кафе-музей

По словам Михаила Михайловича, решение создать музей было принято не сразу. Осознание этого происходило постепенно. 



– Вначале была задумка сохранить память о школе, что здесь была, о ее замечательном коллективе учителей. Я считаю, что именно педагоги закладывают в своих учениках прочный фундамент знаний, который в дальнейшем помогает жить и развиваться в обществе. Как и в доме, когда строишь его. Если крепкий фундамент, то и дом будет долгие годы радовать хозяев, – говорит Михаил Михайлович. 

Но время внесло свои коррективы. Он с семьей более четырех десятков лет прожил в Подмосковье.

Работал в центральном специализированном конструкторском бюро, в представительствах компаний Reebok и Mercedes-Benz в России. В процессе трудовой деятельности много общался с людьми, появилось большое количество друзей, которые мечтали увидеть пущу. Естественно дома нет возможности принять много людей. Для того чтобы была такая возможность, они выкупили еще здание бывшего деревенского магазина. Строения ремонтировали параллельно. Постепенно старый торговый объект изменился до неузнаваемости. Одно помещение в нем отведено под кафе, где можно проводить семейные и корпоративные мероприятия. 





Во второй комнате размещается музей. С увлечением хозяин рассказывает о каждом его предмете. Здесь не только история школы, а целая эпоха. С помощью экспонатов можно перенестись в годы существования СССР, прочувствовать атмосферу того времени. 





 Складскому помещению бывшего магазина тоже нашлось применение. С одной стороны там оборудовали баню, а в другой хранится сельхозинвентарь.  

Зная пристрастие Михаила Михайловича к коллекционированию, его родственники, друзья и знакомые отдают ему старые предметы. Экспонаты накапливаются, превращаясь в занимательные экспозиции. В планах у моего собеседника создать этнографический музей. Он будет располагаться в отдельном доме, который семья Балюк уже выкупила и даже расчистила прилегающий участок. 

Алла Алексеевна и Михаил Михайлович уверены, что только здесь, на природе, можно зарядиться положительной энергией, набраться новых жизненных сил. А в наше стремительное время это так важно.    

Людмила БАЛЫШ
Фото автора

Предыдущая статья

В Свислочи прошло торжественное мероприятие в честь Дня белорусской милиции (+видео)