Когда на сцену выходит Тамара Левицкая, зал замирает, слушая и восторгаясь. Ее голос такой чистый, звонкий, просто завораживает. Когда смотрела на эту яркую, всегда веселую, бодрую, жизнерадостную местную артистку, создавалось впечатление, что и в жизни у нее все так же легко, просто и гладко. А недавно познакомилась с ней поближе, и моему удивлению не было предела. Оказалось, что она мать шестерых детей(!) и судьба у этой женщины была отнюдь не устлана цветами.
Письмо счастливой девушке
…А если и устлана жизнь ее была цветами, то цветы эти были со сплошными шипами. И только невероятный оптимизм и сила духа помогали выстоять в самых сложных ситуациях. Как тростинка на ветру, она сгибалась порой до земли, но не ломалась, а наперекор всему расправляла плечи и шла вперед. И выстояла! Сегодня Тамара Ивановна может гордиться своими сыновьями и дочерьми, а они – такой замечательной мамой. Подтверждение тому – высокая награда – орден Матери, которого была удостоена Тамара Левицкая.
Она родилась в деревне Грущаны, в семье, где на первом месте был труд. Три сестры – Тамара, Лена и Света – с малых лет помогали родителям и учились всему, что должна уметь девушка на селе: ткать, шить, вышивать, вязать, готовить, печь пироги. Способными были девчата, ни за одну матери не было стыдно. А еще в этой семье любили песню. И мать, и отец были певучими. Бывало, сядут на скамейку у дома и как запоют!.. Девчата тоже в родителей пошли. Еще совсем маленькими были, а петь любили. В школе на всех мероприятиях были слышны их звонкие голоса. Позже – на сцене в сельском клубе.
Тамара, закончив десять классов, поступила в Берестовицкое СПТУ. Однажды на вахту пришло странное письмо, где в графе «кому» было написано «Счастливой девушке». Почему-то выбор пал на Тамару. Она, долго не думая, вскрыла конверт и прочитала письмо. Его написал солдат срочной службы Иван Левицкий. Вот так заочно девушка познакомилась с будущим мужем.
Он служил в морфлоте в Мурманске, а родом был из Новоселок Свислочского района. Переписка велась три года, до самого его дембеля. Вернувшись, парень тут же направился к Тамаре в Грущаны. А там свадьба гудит, говорят, это его Тамара замуж выходит. Расстроился Иван не на шутку. Как так: три года письма писала, а теперь – замуж за другого?! Послал «на разведку» друга, а сам на улице ждал «вердикта». Вскоре друг принес радостную весть, что свадьбу сестры Тамариной справляют. Выбежала счастливая Тома, увидела суженого, пригласила за стол. А через полгода и она пошла под венец со своим Иваном. Караваи на свадьбу вместе со своей мамой выпекала, на славу получились, а это значило, что и жизнь будет счастливой.
Наплачусь, успокоюсь – и улыбаюсь
Привез Иван молодую жену в Новоселки к своим родителям. Свекру очень нравилось, как Тамара готовила, какую выпечку делала. И свекровь была довольна невесткой. Вскоре молодой семье выделили дом от совхоза «Великосельский». Тамара устроилась на работу. Стала развозить обеды механизаторам в поле. Через год в семье родилась первая доченька – Ирина. Через два года появилась Оленька, а потом, как из рога изобилия «посыпались» – Татьянка, Сашенька, Дима и Лиза.
На дворе стояли лихие 90-ые. Зарплату в совхозе постоянно задерживали, а детей нужно было кормить и одевать. Но давали муку. Тамара брала мешками и пекла булочки, печенье. Дети сами ели и соседских угощали. Мать никогда не сказала: «Не делитесь ни с кем, нам трудно дается каждый кусок хлеба».
Тамара на ту пору стала работать дояркой на ферме «Свентица». Просыпалась чуть свет, кормила детей и бежала на работу. Старшие уже ходили в школу, смотреть малышей помогала свекровь.
– Тяжело было очень, – вспоминает Тамара. – Я по десять свиней держала, корову, быков, по сто бройлеров за лето выращивала. В магазин, бывало, зайду и прошу у продавца, чтобы дала мне хлеба более черствого, потому что свежий быстро съедается. Продавала мясо, яйца, молоко. Огород большой был, все овощи были свои, мясо тоже. А вот с вкусняшками разными да с игрушками было сложнее, денег не хватало. Но дети никогда не ныли, не капризничали. Они видели, что мы с отцом делаем все, чтобы они выглядели не хуже, чем другие. Добрыми росли, послушными, я их не наказывала, не за что было. Даже мне сюрпризы устраивали. Помню, на мой день рождения забор украсили шариками. Так трогательно поздравляли.
Муж меня поддерживал. Я порой так уставала, что просто валилась с ног. Но никогда не обивала пороги и ничего не просила: «Я мама многодетная, помогите мне». Рожала детей сознательно, все они у меня желанные, и никто мне ничего не должен. Такая вот у меня жизненная установка, и я крепко за нее держалась. А еще мне помогал врожденный оптимизм. Как бы ни было трудно, не унывала и всегда улыбалась. А если и давала волю слезам, то их никто не видел. Наплачусь до икоты, а потом умоюсь, успокоюсь и снова улыбаюсь. Зачем кому-то знать, как мне трудно? Это только мои проблемы.
Дети подрастали, старшие поехали в Гродно учиться. А денег только на дорогу могу дать. Так я побольше котлет, колбас домашних, отбивных положу в сумку. Говорю: «Угощайте друзей, а они, может, вам хоть булочку какую купят, еще что-нибудь». Вот так и выучила всех.
Зазвучал голос в полную силу
Семь лет Тамара отработала на ферме «Свентица», а потом семья переехала в Сокольники. Там с мужем работали на ферме. Он дойку гнал и кормил, а она доила. Проработала там почти десять лет.
– Тем временем в Свислочи строили квартиру и нужно было искать работу в городе. Почему-то решила зайти в Дом культуры.
Там Тамару тепло встретили Татьяна Мацкевич и Ольга Жук, предложили место техработника. Она, ни минуты не колеблясь, согласилась. С работой своей она управлялась быстро и ловко, а помогала ей при этом песня.
Тамаре казалось, что никто не слышит, как она сама себе подпевает. Но ее трудно было не услышать. И вот она, уже участница народного фольклорного коллектива «Крынічанька», впервые выходит на сцену районного Дома культуры. Потом пела в «Сузор’е», а вскоре стала солировать. И голос Тамары Ивановны зазвучал в полную силу. Пела на всех мероприятиях, на всех концертах.
В культуре Тамара Ивановна работает уже десять лет. Теперь она не технический работник, а культорганизатор. А еще она печет пироги. Да такие, что залюбуешься, а если еще на вкус попробовать, то вообще – шедевр. Всем тонкостям кулинарного мастерства научила дочерей. Теперь учит и внучек.
Известна Тамара Ивановна и как рукодельница. Делает удивительно красивые кокошники, цветы из атласных лент, корзинки, сувениры со сладостями и многое другое.
Поет душа от детского смеха
Трудные времена закончились. Дети выросли. Уже почти у всех свои семьи. Тамара Левицкая давно стала бабушкой, и от этого считает себя еще счастливее.
Старшая Ирина живет в Гродно. У нее двое сыновей – Егор и Захар. Оля недалеко от мамы – в Свислочи. У нее трое деток – Вика, Полинка и Женя. Татьяна – в Бресте. Растит сыночка Ваню.
Александр тоже в Свислочи, у него сынок Даник и дочка Доминика. Дима пока не встретил свою суженую. Но это дело времени. Младшая Лиза свила свое гнездо в Гринках, у нее подрастают двое малышей – Марк и Эмилия.
Всего у Тамары Ивановны десять внучат. Приходят – и весь дом наполняется радостью, смехом, детской возней. И тогда у нее поет душа на все голоса, потому что счастливее ее нет никого на всем белом свете.
С мужем Иваном прожили в мире и согласии 37 лет. Ни разу не пожалела о том, что когда-то взяла из рук дежурной по вахте письмо «Счастливой девушке». Не прогадала, не ошиблась.
– Мы дружно живем и любовью детей воспитывали, – говорит Тамара Левицкая. – Я считаю, что главное – дать детям любовь и чтобы они эту любовь чувствовали. Как бы нам ни приходилось трудно, находили время для общения с ними. Знали, с кем они дружат, что их интересует, о чем мечтают. Девочки делились со мной всем, как с подружкой, а сыновья – с отцом. Я считаю, что так и должно быть в семье. Теперь они звонят каждый день, интересуются делами. И внучата звонят, а те, кто близко, прибегают. У меня для них всегда есть что-нибудь вкусное. Дети, внуки – мое самое большое счастье, моя самая главная награда.
Ядвига КОБРИНЕЦ
Фото из семейного архива





