Обман чистой воды

16 Февраля’25
520

Повсеместное внедрение и использование компьютерных информационных технологий, безусловно, создает возможности для более эффективного развития экономики, политики, общества и государства в целом. Однако совершенствование и применение высоких технологий приводит не только к укреплению информационного общества, но и появлению новых угроз, одной из которых является компьютерная преступность.

Все чаще мы слышим о преступлениях, связанных с хищением денежных средств граждан путем мошенничества в сети Интернет. Как не стать жертвой мошенников, беседуем с начальником Свислочского РОВД подполковником милиции Алексеем КИРИЛОВЫМ.

– Алексей Анатольевич, как Вы считаете, масштабы киберпреступлений вызывают опасение?

– Я бы не брался говорить о масштабах уже по той причине, что каждый отдельно взятый факт такого преступления – это чья-то боль, переживание. Хотя порой диву даешься, насколько люди наивны, доверчивы и позволяют себя обмануть. Ведутся на разного рода предложения, на все идут, чтобы угодить незнакомцу. Порой родственнику или соседу не дадут в долг денег, а первому попавшемуся, позвонившему на мессенджер и представившемуся работником, к примеру, службы горгаза, энергонадзора, банка, готовы все состояние отдать, да еще и кредит взять на свое имя, и даже не один.

Давайте поговорим о самых типичных способах обмана через Интернет.

Начну с самого распространенного на Свислоччине. Это покупка товаров через соцсети. Сколько ни говорим людям, что социальные сети не являются торговой площадкой, не хотят слышать. А схема проста. Злоумышленники размещают, к примеру, в Инстаграм объявления о продаже каких-либо товаров по бросовым ценам, но для его получения (якобы посредством почтовой пересылки или службы доставки) требуется перечисление предоплаты или задатка на указанные «продавцом» банковскую карту, электронный кошелек. Обычно после перечисления ожидаемый товар так и не поступает, а «продавец» перестает выходить на связь.

В прошлом году на территории Свислочского района зафиксировано шесть преступлений, связанных с хищением денежных средств граждан путем мошенничества в сети Интернет (ч. 1 ст. 209 УК Республики Беларусь), связанных с продажей товаров на различных интернет-площадках.

Значительно возросла активность мошенников, которые посредством телефонных звонков выманивают у граждан их конфиденциальные данные. В большинстве случаев мошенники представляются сотрудниками банков или иных организаций и предлагают отменить подозрительную операцию, либо заявку на кредит. Популярен такой вид мошенничества, как «участие в спецоперации». Мошенник, представившись сотрудником службы безопасности банка, сообщает о проведении служебного расследования по факту хищения денежных средств клиентов. Однако клиента просят не звонить в банк, так как звонок может помешать расследованию, и предупреждают о наличии уголовной ответственности за препятствование расследованию. Далее звонок переключается якобы на сотрудника правоохранительных структур (МВД, прокуратуру и т.п.), который продолжает вводить человека в заблуждение. Вынуждают оформить кредит, уверяя, что его не надо будет потом погашать, и убеждают установить приложение «AnyDesk – удаленное управление» из Google Play или App Store, позволяющее получить доступ к счету клиента для осуществления несанкционированного перевода денежных средств.

Алексей Анатольевич, какие советы Вы бы дали нашим гражданам, чтобы уберечь их от мошенничества в Интернете?

Буду рад, если к моим рекомендациям люди прислушаются. Ведь порой доходит до абсурда: мы им доказываем, что их обманывают, а они свое: «Мы участвуем в спецоперации».

Никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщайте реквизиты своих банковских счетов и банковских карт, в том числе лицам, представившимся сотрудниками банка или правоохранительных органов. В телефонных разговорах и при общении в соцсетях не называйте полный номер карточки, срок ее действия, код, находящийся на обратной стороне карты, логин и пароль к интернет-банкингу, паспортные данные, кодовое слово (цифровой код) из SMS-сообщений. При входе в интернет-банкинг через браузер (без использования приложения) убедитесь, что вы зашли на официальную страницу банковского учреждения. Если адрес страницы и оформление сайта отличаются, немедленно покиньте данный сайт – он поддельный. Ни в коем случае не вводите логин и пароль на поддельном сайте. Если вы по какой-либо причине все-таки ввели реквизиты БПК на поддельном сайте – незамедлительно заблокируйте доступ к своему интернет-банкингу, позвонив в соответствующее банковское учреждение.

В любой ситуации необходимо проявлять бдительность и помнить, что абсолютное большинство киберпреступлений становятся возможными ввиду неосмотрительности и доверчивости самого человека.

Марина ЯНЮК

Предыдущая статья

Сувязь часоў – сувязь пакаленняў