banner

Часть «наркотических» и «предпринимательских» статей смягчат, а родителей-одиночек в отдельных случаях не будут лишать свободы. Какие изменения ждут уголовное законодательство

31 Октября’24
1418


Об этом рассказал Павел Ошурик.

В январе Президент Беларуси Александр Лукашенко собрал совещание по вопросам совершенствования законодательства об уголовной ответственности. Тогда Глава государства обозначил два принципа, на которые должна опираться судебная система: индивидуальный подход и справедливость.

Президент поручил пересмотреть законодательство, внимательно изучив, какие дела и в отношении кого доходят до рассмотрения в суде, соответствуют ли назначенные меры наказания тяжести преступлений. Межведомственная рабочая группа подготовила проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности». В сентябре текущего года он был принят в первом чтении в Палате представителей Национального собрания и сейчас дорабатывается ко второму чтению.

Как планируют изменить Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Беларуси, за какие преступления наказание смягчат, а за какие, наоборот, усилят, рассказал член Совета Республики Национального собрания, начальник главного финансового управления облисполкома Павел Ошурик.

– Павел Станиславович, расскажите, пожалуйста, более подробно, почему возникла необходимость пересмотреть уголовное законодательство?

– На совещании в январе Президент подчеркнул, что справедливость должна пронизывать весь уголовный закон и практику его применения. Ряд актуальных правовых вопросов возник в том числе из обращений граждан к Главе государства. Александр Григорьевич поручил обратить внимание, кого у нас задерживают, кого осуждают, за какие преступления и какие меры наказания назначают, напомнил, что при вынесении приговора нужно учитывать личность обвиняемых. Есть разные преступники: кто-то закоренелый уголовник, а кто-то впервые совершил преступление. Проект закона направлен прежде всего на дифференциализацию, индивидуализацию уголовной ответственности, усиление ее гуманистической направленности.

– Какие конкретно изменения планируется внести в Уголовный кодекс?

– В Уголовном кодексе пересмотрены санкции 97 составов преступлений, 65 – дополнены альтернативными видами наказания. В большинстве из них дополнительно закрепляется более мягкое наказание – ограничение свободы. Например, санкция части 3 статьи 233 УК – предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), дополняется наказанием в виде ограничения свободы на срок от 3 до 5 лет. В данный момент за это предусмотрено наказание в виде штрафа, лишения свободы на срок от 2 до 7 лет со штрафом.

Санкция части 2 статьи 295-1 УК – незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, дополняется ограничением свободы на срок до 2 лет. Сейчас за это может грозить штраф, исправительные работы на срок до 2 лет, арест, лишение свободы на срок до 2 лет.

Некоторые статьи Уголовного кодекса дополнены штрафом, арестом и другими наказаниями. Опять же приведу пример: санкция части 2 статьи 203-1 УК – незаконные действия в отношении информации о частной жизни и персональных данных, дополняется штрафом, арестом. На сегодняшний день за это предусмотрено ограничение свободы на срок до 3 лет, лишение свободы на тот же срок со штрафом. 

В 24 составах преступлений закрепляются альтернативные виды наказания, по которым в настоящее время предусмотрено наказание исключительно в виде лишения свободы. К примеру, вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, согласно проекту закона, может караться ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет, сейчас – это лишение свободы от 1 года до 5 лет с лишением права занимать определенные должности.

Планируется перевод в дела частно-публичного обвинения преступлений о нарушении ПДД или эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения. В случаях, когда такое преступление совершено близкими пострадавшего лица, уголовное дело будет возбуждаться лишь при наличии заявления.

Сбалансированы санкции 14 составов преступлений с позиции соответствия наказания характеру и степени общественной опасности преступления.

По ряду преступлений, в том числе экономической направленности, предусматривается смягчение наказания. Например, из статьи 251 УК (срыв публичных торгов) исключены наказания в виде ареста и ограничения свободы (остаются штраф и исправительные работы); в статье 341 УК (осквернение сооружений и порча имущества) снижен срок ограничения свободы и лишения свободы (с 3 до 2 лет).

molot.jpg

Также есть одно важное новшество: при выборе меры наказания за совершение преступлений предлагается не применять наказание в виде лишения свободы к женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей до 14 лет, несовершеннолетним и инвалидам. Эта норма будет действовать только в том случае, если преступление совершено впервые и не связано с посягательством на личность или экстремистской деятельностью.

– Будет ли смягчено наказание за наркопреступления?

– Предусматриваются альтернативные, более мягкие наказания в виде ареста на срок до трех месяцев за приобретение или хранение наркотиков и ограничение свободы за разовые случаи их сбыта. Согласно проекту закона, снижается нижний предел наказания за сбыт наркотиков в составе организованной группы с 10 до 8 лет лишения свободы.  Но при этом верхний предел остается прежним – до 20 лет.

– За какие преступления ответственность будет, наоборот, будет усилена?

– Прежде всего будет повышена защита национальной безопасности. В качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, закрепляется совершение преступления в условиях военного положения или военного времени. Вводится ответственность за несанкционированное распространение информации о перемещении подразделений, вооружения, военной техники и боеприпасов в период проведения контртеррористической операции, действия чрезвычайного или военного положения. Расширяется перечень преступлений, за которые белорусские граждане будут нести ответственность при их совершении за пределами страны. Сюда включены преступления террористической направленности, дискредитация Республики Беларусь, оскорбление либо клевета в отношении Президента, надругательство над государственными символами.

– А какие корректировки ожидают Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы?

– Предлагается внести изменения в статью 126 УПК «Заключение под стражу» и установить факультативный запрет на применение данной меры в отношении несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении малолетних детей, людей с тяжелыми заболеваниями. 

Планируется внести также некоторые дополнения в ст. 222 «Очная ставка» и ст. 225 «Проверка показаний на месте» Уголовно-процессуального кодекса. Несовершеннолетним при допросе будет гарантироваться присутствие педагога или психолога, родителей, других законных представителей. Данное предложение направлено на то, чтобы обеспечить соблюдение прав и законных интересов участников уголовного процесса, не достигших совершеннолетия.

Касательно корректировки Уголовно-исполнительного кодекса, важно отметить следующее: с внесением изменений в название и содержание ст.187 УИК «Порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания» у осужденных, их законных представителей и адвокатов появится возможность по своей инициативе обращаться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении либо о замене неотбытой части наказания более мягким. Вместе с тем за администрацией исправительных учреждений сохранится право направлять соответствующие представления по своему усмотрению.

– Повлияет ли принятие Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» на Кодекс об административных правоотношениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных нарушениях?

– Да. В частности, планируется откорректировать нормы ответственности за нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи, за незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия и за несоблюдение требований превентивного надзора или профилактического наблюдения.

Необходимо будет установить административную ответственность с одновременным исключением данной статьи из Уголовного кодекса за противоправное предоставление карт доступа, реквизитов платежных инструментов, виртуальных кошельков, учетных записей интернет-ресурсов, не связанных с получением дохода или иных корыстных побуждений.

Таковы в общих чертах основные тенденции планируемых корректировок законодательства в обозначенной сфере. В заключение отмечу, что даже с учетом рассмотрения данного проекта закона в первом чтении приведенная редакция не является окончательной и сейчас дорабатывается профильными органами и законодателями. Но уже сейчас она отображает реальные стремления соответствующих органов и Главы государства к дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности. Планируемый срок вступления в силу большинства предлагаемых корректировок, либерализирующих некоторые составы преступлений, – 10 дней после официального опубликования закона.

Предыдущая статья

Расследование продолжается