banner
Кто много читает, тот...
10:22 15 Июня’22
Появилась хорошая новость о том, что с нового учебного года уроков русского и белорусского языка станет больше, добавиться и количество часов русской и белорусской литературы. Прекрасно, учителя-словесники могут заранее вздохнуть с облегчением: все возвращается на круги своя.

В советский период достаточно отводилось часов на изучение творчества того или иного писателя (если говорить о русской литературе). Но Министерством образования было принято решение о сокращении часов по таким важным предметам, как родная белорусская литература и литература братского славянского народа, русская. И как-то незаметно пошло изучение произведений обеих литератур галопом по Европам. Ученик уже не имел возможности досконально, основательно, тщательно работать с произведением. Поэтому отпала надобность вникать в суть, вдаваться в подробности. Только и оставалось беглое ознакомление как с творчеством писателя, так и с произведением, а это вело к неглубокому изучению, поверхностному пониманию, суждению и анализу, а то и чтению в кратком содержании. 

Мимо воли возникает вопрос: может ли планируемое увеличение учебных часов по данным предметам исправить создавшуюся ситуацию? Настораживает еще один момент – есть ли желание у наших детей, не кануло ли оно в Лету, корпеть над объемными произведениями? Скажем, над романом-эпопеей «Война и мир» Льва Толстого или трилогией Ивана Мележа «Людзі на балоце». Думается, что отпала у них привычка к усидчивости: ведь не один год работает школа с уменьшенным количеством часов по названным предметам. Ученики привыкли, что много читать не надо. Им легче и проще взять за основу сокращенный вариант, заглянув в мобильный телефон, планшет. Но хорошо ли это? Есть ли польза от такого чтения? Есть, но только в том случае, если книга в электронном варианте читается «от доски до доски», внимательно, вдумчиво, для души, как когда-то читались книги бумажные.

Одним словом, случилось то, что случилось – гром грянул. Но успел ли перекреститься мужик? Косноязычными растут современные подростки. Словарный запас большинства нынешних школьников оставляет желать лучшего. Новомодные гаджеты полностью заменили нашим детям книги, отбив малейшее желание к чтению. Они не понимают, что, сидя часами с этими безделушками, предназначенными для облегчения жизни, бесцельно тратят свое время. Почему? Ответ всегда прост – еще многие из великих (а почему они такими стали?!) утверждали, что «всем хорошим во мне я обязан книгам». Лично мне нравится, что «книги – самые молчаливые и самые верные друзья; самые мудрые советчики; самые терпеливые учителя».

Чтение художественной литературы – дело великое, и «каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии». «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, развивает не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей». И совсем неважно, какая это литература – русская, белорусская… Станем больше читать – обогатим и свою речь, расширим и свой кругозор. 

Текст: Валентина Хамчук

Предыдущая статья

МЧС призывает граждан при усилении ветра и грозах быть внимательными и осторожными