В жизни пригодится
Занятия по робототехнике проводит педагог дополнительного образования Эдуард Наревский. В этом статусе он лишь в вечерние часы и выходные дни. Основное место работы Эдуарда – Свислочский участок электросвязи, где он уже 35 лет трудится электромехаником. Как сам признается, всегда хотел посвятить себя одной профессии. Так и вышло. Сегодня это профессионал своего дела, который разберется с любым механизмом. Конечно, и опыт сказывается, и стремление к саморазвитию, и желание идти в ногу со временем. Всему тому, что знает и умеет, Эдуард с удовольствием учит юных робототехников и может назвать не одну причину, почему детям стоит записаться к нему на занятия.– Здесь мы учимся проектировать и конструировать различные механизмы и машины, программировать простые действия и реакции, – говорит он. – Кружковцы открывают для себя тайны механики, творчески решают нестандартные задачи, начинают понимать причинно-следственные связи, думать логически и абстрактно. Конечно, все это формирует не только человека с техническим мышлением, но и личность в целом. Мы учим доводить дело до конца. Раскрываем творческий потенциал детей: они все время что-то придумывают, генерируют идеи. В процессе обучения становится понятной и привычной работа с инструментами, деталями, механизмами.
Эти навыки наверняка пригодятся в жизни, особенно мальчикам. Хочется верить, что «Робототехника» кого-то сориентирует на выбор технической специальности, приведет в профессию инженера или программиста.
По словам Эдуарда Наревского, традиционный способ обучения по книгам не для робототехники. Здесь решающее значение имеет практика и, раз мы говорим о детях, игра.
– «Робототехника» – то место, где дети осваивают базовые понятия информатики, механики, электроники, физики, логики. Как результат – собирают роботов. Сложно? Нет. Ведь обучение проходит в игровой форме. Поэтому занятия им нравятся. Самое важное – заинтересовать ребенка, направить его любопытство и энергию на получение новых знаний и научить применять их на практике, – считает педагог.
На первом же занятии детям рассказывают и показывают, какие действия могут делать роботы, насколько разными по конструкции они бывают, и дают установку на то, что скоро каждый научится собирать таких роботов сам. Так и случается. Уже после нескольких занятий ребята могут самостоятельно конструировать несложных роботов. По мере того, как дети осваивают материал, задачи усложняются. Смотришь – и паять простые радиосхемы пробуют, сами придумывают и создают модели роботов.
База для творчества
Ресурсная база «Робототехники» – конструкторы LEGO Education WеDо 2.0 и специальные программы по лего-конструированию. Начинался кружок с трех комплектов и программы, установленной на мобильные телефоны. Потом пересели за компьютеры.Новые возможности для реализации своего потенциала у юных робототехников появились в начале 2022 года, когда в Свислочи открылся многопрофильный спортивно-образовательный центр. Кружок робототехники получил все условия для успешной работы. Чего только стоят 10 современных компьютеров! Плюс интерес детей к моделированию на протяжении нескольких лет поддерживают коллеги Эдуарда Наревского с участка электросвязи: в рамках акции «Наши дети» они приобрели для кружковцев конструкторы LEGO WeDo 2.0, «Амперка», «Знаток».
– Можно собирать сотни разных схем, экспериментировать, «оживлять» модели и удивляться, как это все работает, – доволен Эдуард.
…И себя показать
Что важно, ребята не просто удачно конструируют роботов, но и успешно представляют свои работы на областных и республиканских конкурсах.Недавно, 15 февраля, кружковцы в очередной раз стали участниками областного роботурнира. Даниил Фетисенко и Кирилл Раецкий вернулись с дипломом II степени в номинации «WеDо 2.0». А Никита Тарасевич и Всеволод Рудомин стали призерами в номинации «Творческие модели», у ребят диплом III степени. Чем они удивляли жюри?
– Мы продемонстрировали модель «БОТ-Шагоход, улавливатель звуков», – рассказывают мальчишки. – Наш робот может передвигаться посредством перешагивания, выполнять движение «вперед-остановка-движение назад», улавливать звуки и акустические шумы. Идет индикация принятых акустических колебаний светодиодами, акустические сигналы отображаются на экране компьютера. БОТ-Шагобот может использоваться при спасательных операциях, искать людей в труднодоступных местах, при проведении исследовательских, научных и разведывательных работ, выступать в роли охранника. Такого робота можно использовать в Умном Городе для контроля за уровнем шума. Он ходил бы по улицам и в дождь, и в холод, и в жару и передавал бы информацию оператору. Например, в местности, где имеется риск землетрясений, при определенном совершенствовании микрофонного усилителя, такой робот мог бы извещать о толчках на земной поверхности и предупреждать о землетрясениях.
Это не первое конкурсное выступление свислочских робототехников. Они заявили о себе еще в 2020 году, взяв 3-е место на конкурсе видео «Робби» областного «ТехноМарафона». И это спустя год после начала работы кружка! В 2021-м с моделью «Роборука» победили на областном этапе конкурса МЧС «Спасатель будущего» и стали третьими в республиканском финале. В 2022 году на областном роботурнире заняли второе место, в 2023-м завоевали сразу три диплома.
Кроме того, свои достижения и находки ребята вместе с наставником транслируют в сети Интернет. У юных блогеров из кружка робототехники есть собственный YouTube-канал. Здесь можно найти любопытные видео о моделях, которые они делают сами.
Охота на лис
В образовательном пространстве центра дополнительного образования сочетаются разные виды деятельности: обучение, общение, творчество, отдых. Отдыхают и робототехники. Причем активно.– У нас есть оборудование для «Охоты на лис». Это спортивная игра. Вот потеплеет – и начнем играть, – делится Эдуард Наревский. – В наше время значение спорта для здоровья человека вообще трудно переоценить. Особое место занимают его виды, в которых основным движением является бег. А куда более интересен бег «со стимулом». Таким стимулом является и поиск «лис» в спортивной радиопеленгации. Как это работает? «Лиса» – маломощный УКВ радиопередатчик, умело замаскированный на местности. Если не обладать навыками, то его так же трудно выследить по следу, как настоящую рыжую лисицу. Задача охотника – со специального радиоприемника обнаружить заданное количество «лис». Это довольно увлекательно.
И, добавим, интересно разновозрастным школьникам: и самым маленьким, и тем, кто постарше. А вот из «Робототехники» к 5-му классу ребята «вырастают». Но это не беда. Ведь их Эдуард Наревский встречает на новой ступеньке технического образования – в объединении по интересам «Радиоэлектроника».
Евгений Мялик:
– Четвертый год пошел, как я занимаюсь робототехникой. Сначала из «Лего» конструировал, а потом меня заинтересовали радиовещание и электроника. Я к ним начал больше склоняться. Если где какая простая поломка, уже смогу сам ее починить. Выучил немного азбуку Морзе: у нас здесь есть телеграфный передатчик. Увлекаюсь дальним приемом радиостанций. Откуда такой интерес к приборам? Спасибо старому бабушкиному телевизору. Взялся когда-то его настроить – и пошло-поехало.
Никита Тарасевич:
– Я хожу сюда с первого класса, уже пять лет. Всегда любил «Лего», а здесь оно еще и с моторами, разными датчиками. Не пропускал ни одного занятия. Понравилось, делал все новые и новые модели. Потом на соревнования начали ездить. Большую часть моделей «Лего» уже переделал, надо идти дальше. Сейчас хожу еще и на «Радиоэлектронику», хочу серьезно заняться программированием. Эдуард Станиславович всегда поможет разобраться.
Наталья ТУРКО
Фото автора