banner

Память без срока давности

29 Июля’20
1204
Яна Гончаревич.jpgВсе дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, страницы героизма и подвига солдат, офицеров на полях сражений, трагедий миллионов семей, потерявших в те годы своих родных и близких. Имеем ли мы право о них забыть? Нет! Никогда!

В книге Сергея Смирнова «Брестская крепость» я прочитала слова, глубоко запавшие мне в душу: «Мы все не должны забывать, чего стоили нам мир и свобода. Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем матерей, безутешных в своем горе, одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны».

У каждого жителя нашей страны есть своя личная история, связанная с военной бедой 40-х годов прошлого столетия. В ней есть место и подвигу, и трагедии обычного человека. Одну из таких историй мне рассказала моя хорошая подруга, выпускница Новодворской СШ, а сейчас студентка БрГУ им. А. С. Пушкина Марина Демьянчик.

Июльское утро 1944 года для семьи Утлик было обычным. Хозяйка сварила чугунок картошки и несла поставить его на широкий деревянный стол, за которым сидело пятеро детей, один другого меньше. 
Каждый день большая семья ждала писем с фронта, заветных треугольников. Как им была рада, словами просто не передать! Значит, отец и муж Фаддей Иванович жив, воюет под Ковелем в составе I Белорусского фронта, а с ним жива надежда на то, что скоро доблестная Красная армия погонит проклятых фашистов обратно и вернется с победой домой самый любимый, родной человек.
Почтальон в то утро зашла во двор как-то не так, как обычно. Отдала нам письмо. Оно было не треугольное, а квадратное – чужое, страшное, перечеркнувшее вмиг молодость, надежду, судьбу. 

Мой дед, – вспоминает Марина, – который тогда был восьмилетним ребенком, запомнил только, как покатилась из чугунка по полу вареная картошка. К сожалению, не сохранилось в семейном альбоме ни одной фотографии прадедушки Фаддея Ивановича Утлика, все сгорело вместе с домом во время пожара. Но он оставил гораздо большее, чем свое фото, – Победу, а она уже придала силы его детям, родным и всем, кому суждено было до нее дожить. Только обезумевшей от горя прабабушке этого не хватило, она умерла через год после похоронки, майским днем 1945 года. Оставшихся круглыми сиротами детей не отдали в детский дом. Всех подняли на ноги родственники, хоть и сами тогда жили впроголодь.

История жизни родных Марины Демьянчик – маленькая песчинка в огромном пласте личных трагедий той страшной войны. Пусть ее родственники не имеют наград, пусть от событий 1941–1945 гг. остались только могилы родных и боль, которая даже через 76 лет не становится меньше. Но именно они не дают всем нам, молодому поколению белорусов, согласиться с мнениями некоторых людей о том, что нужно по-новому посмотреть на всю историю Великой Отечественной войны, поставить под сомнение величие нашей Победы.

Я благодарна всем, кто отдал жизнь ради счастливого будущего нового поколения, кто смог, пройдя нечеловеческие испытания, выстоять в неравной борьбе, не сломаться, а найти в себе силы жить, работать, любить, создавать будущее. Я буду помнить всех. Ведь память моя не имеет срока давности.

Яна ГОНЧАРЕВИЧ, учащаяся 10 класса Новодворской СШ

Предыдущая статья

30 лет во главе сельхозпредприятия
Похожие новости