banner
Наталья Турко
Редактор отдела общественно-политической жизни
Спокойствие, только спокойствие...
09:05 09 Февраля’21
В пятницу, 22 января, стало известно о школьном инциденте на Гомельщине: в Чечерске шестиклассник вернулся домой с черепно-мозговой травмой. Говорят, во время урока учительница ударила его головой о парту. По другой версии – травмировался сам, уворачиваясь от педагога.
Конфликты, к сожалению, – часть нашей жизни. Они могут вспыхнуть где угодно и между кем угодно. И в школе тоже. Понятно, если ссора возникает между учениками (скажем, в известной борьбе за лидерство), но вот между педагогом и школьником – это очень серьезно. Даже если говорить лишь о словесном выяснении отношений. Разговор на повышенных тонах – уже стресс, причем для обеих сторон, и он нарушает комфорт образовательного процесса. В «наэлектризованной» конфликтом обстановке вряд ли возможно за партой продолжать как ни в чем не бывало набираться новых знаний, а за учительским столом – сеять «разумное, доброе, вечное»… Осадок точно остается. 

Если говорить о том, что может спровоцировать учителя применить к ребенку физическую силу, например, ударить по голове, то причин много: от «шумят и не реагируют на замечания» до того, на что и не хватит фантазии взрослого. С современными детьми однозначно нелегко. Хорошо осведомленные о своих правах, они частенько забывают о своих обязанностях: уважать достоинство преподавателей, придерживаться правил внутреннего распорядка, быть дисциплинированными, проявлять такт, взаимоуважение, заботу друг о друге в коллективе сверстников и взрослых, добросовестно выполнять распоряжения и требования администрации и учителей школы, не допускать унижения достоинства другого человека, избегать открытых конфликтов, стремиться к поиску компромиссных путей выхода из них. Если бы чадо помнило об этом, переступая порог школы, то не позволило бы себе показать учителю средний палец (а бывает и такое!).

Обладая правом «неприкосновенности», по большому счету, сегодня дети могут позволить себе что угодно («ибо не знают, что творят»). Даже довести ситуацию до трагедии (как в столбцовской школе, когда подросток напал с ножом на учительницу и одиннадцатиклассника). А учитель? Он, по-видимому, должен твердо сохранять самообладание при любых обстоятельствах (чтобы не навредить ни ученику, ни себе). И помнить: как бы ни испытывали дети на прочность его нервы, применять к ним физическую силу он не имеет права (это для наших отцов было привычно и приемлемо отхватить от учителя линейкой по рукам, но это дела давно минувших дней).

Также не надо забывать, что немаловажную роль в построении отношений «учитель – ученик» играют и родители. Учитель – авторитет. С такими словами должны отправлять ребенка в школу папа с мамой. Даже если у них есть личная несимпатия к тому или иному педагогу, их чадо об этом знать не должно. Обсуждать или – еще хуже – осуждать учителя при детях – крайне недопустимо. Чего ждать при таком подходе?..

К счастью, конфликты – это все-таки не норма нашей жизни. Можно прекрасно жить, учиться и работать без них. Надо только уметь управлять ситуацией, обходить ухабы и срезать острые углы. И тут, пожалуй, совета лучше знаменитой фразы, сказанной в мультфильме «Малыш и Карлсон», и не придумаешь: «Спокойствие, только спокойствие...»

Текст: Наталья Турко

Предыдущая статья

Представлен новый официальный Интернет-портал Президента Беларуси