banner

«Стойкие» выстояли

03 Сентября’19
1711
В годы фашистской оккупации за линией фронта наряду с партизанами свои боевые задачи выполняли спецгруппы. Их деятельность в тылу врага до сих пор мало изучена историками, и сведений о них осталось немного. Одним из таких подразделений была спецгруппа НКГБ БССР «Стойкие», действовавшая в Волковысском и Свислочском районах. 


В ночь с 6 на 7 октября 1943 года из подмосковного аэродрома за линию фронта в Белоруссию вылетел военно-транспортный самолет. На его борту находилась разведывательно-диверсионная группа «Стойкие», которую возглавлял майор Иван Поворознюк. Группа была сформирована в сентябре 1943 года в г. Подольске. В первоначальном составе группы из 8 человек были, кроме Поворознюка, его заместитель Константин Груздев, Алексей Никаноров, Михаил Гусаков, Гавриил Климович, Николай Иванов, Павел Чернышев и 18-летняя радистка Валентина Кузина. Им предстояло под покровом ночи спуститься на парашютах в условленном месте. Точки, где им предстояло базироваться, были знакомы командиру спецгруппы по довоенной службе. В июне 1941 года старший лейтенант Поворознюк проходил службу в 36 кавалерийской дивизии 6-го кавалерийского корпуса, которая дислоцировалась возле Волковыска. 

36-я кавдивизия известна тем, что перед войной в ней служил в должности начальника штаба полковник Лев Доватор, впоследствии генерал-майор, Герой Советского Союза. Из сведений Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО): «Поворознюк Иван Гаврилович, лейтенант, 1913 г. р., украинец, член ВКП(б) с 1932 года, образование военное – кав. школа инж. отд., в КА с 1932 года, ком. инж. роты 41 инж. б-на 6 корп., УССР, Винницкая обл., Брацлавский район, с. Грибовец, женат, детей – 1». В другом документе ЦАМО указано, что в начале войны его звание было старший лейтенант. В первые дни войны 36-я кавдивизия вела упорные бои с врагом, но получила большие потери от налетов немецкой авиации. Поворознюк участвовал в боях и впоследствии, по воспоминаниям К. Груздева, воевал с врагом за линией фронта в Брянской области. Константин Груздев тоже был знаком с местами, где предстояло базироваться. До войны он работал следователем Гродненского уездного отдела НКВД Белостокской области. С началом войны был направлен в распоряжение УНКВД г. Москвы и Московской области, выполнял специальные задания за линией фронта. В состав десантников включили людей, имевших опыт партизанской войны в тылу врага. Экипировали группу в теплую одежду, так как вскоре начинались холодные зимние месяцы. Кроме автоматов ППШ и личного оружия бойцы с собой везли в вещмешках газеты, гранаты, взрывчатку, запас продовольствия и радиостанцию для связи с центром. Общий груз каждого десантника весил более 100 кг.

Удачно перелетев через линию фронта, самолет направился по заданному курсу. После разворота над условными партизанскими кострами десантники стали прыгать в темноту ночи. Их встретили партизаны отряда им. Щорса Брестского соединения. Оказалось, что десантников по ошибке выбросили недалеко от партизанского аэродрома возле д. Сварынь Дрогичинского района, а это намного южнее заданного района высадки. Радистка Кузина передала первую радиограмму в Москву и приняла указание центра – группе перейти в район Волковыска. После встречи с командиром Брестского соединения Сергеем Сикорским, который рассказал об обстановке на этой территории и выделил проводников, десантники на подводах двинулись по оккупированной территории к месту назначения. По прямой до Волковыска было примерно 150 километров, но им предстояло пройти по лесным тропам и болотам мимо немецких гарнизонов, через охраняемые железные дороги и шоссе. По пути в бригаде «Советская Белоруссия» Поворознюк встретил и принял в группу сослуживцев по 36-й кавдивизии – лейтенанта Алексея Соловьева и младшего лейтенанта Григория Кожемяка. В группу также зачислили Ивана Жаворонка, до войны проживавшего недалеко от Волковыска в деревне Дыхновичи и хорошо знавшего местность, бывшего участкового уполномоченного Свислочского РО НКВД Николая Русака, а также партизан Ивана Гончаренко, Василия Кузина и Сергея Липова. Путь оказался непростой и долгий.

Только 17 ноября группа «Стойкие» вышла к деревне Малые Гринки, располагавшейся на окраине Беловежской пущи. Поначалу устроились в 7 километрах от Волковыска на хуторе Зигмунтово в семье местных жителей Апановичей. За сараем под стогом соломы сделали для группы замаскированный шалаш. Наблюдение за дорогами вели из-под крыши сарая. Постепенно с помощью вовлеченных в борьбу местных жителей организовали сеть своих связных, которые приносили ценные разведданные из Волковыска. Все добытые сведения о противнике передавались по рации в Москву. Десантники начали проводить диверсии на железной и шоссейных дорогах. В ночь с 10 на 11 декабря Жаворонок, Махонько и Гончаренко сожгли в государственном имении склад, в котором сгорело 12 тысяч пудов зерна. В ночь с 26 на 27 декабря десантники установили мину между станциями Свислочь и Семеновка. В результате взрыва пошли под откос платформы с танками. 27 декабря бойцы группы «Стойкие» установили мины и повредили мост вблизи железнодорожной станции Андреевичи. 30 декабря Русак, Чернышев и Гончаренко вывели из строя водокачку на станции Свислочь. 31 декабря в нескольких километрах от станции Свислочь была поставлена мина, на которой подорвался эшелон, груженый цистернами с бензином. Но основной деятельностью группы являлась разведка: сбор данных о состоянии вражеских гарнизонов, аэродромов, о передвижении немецких войск и техники по железной дороге в этом районе.

В ночь на 1 января 1944 года в деревне Бояры десантники встретили партизан отряда им. Кирова, которым командовал Александр Самуйлик. Самуйлик очень доброжелательно встретил десантников и пригласил к себе в расположение отряда. Так они попали на базу этого отряда, находившуюся тогда в урочище Гута-Михалин в Ружанской пуще. К этому времени в группе уже было 17 бойцов. Сначала устроились в предоставленной им землянке, а потом построили свою на всю группу в полукилометре от кировцев. Позднее Самуйлик направил в группу Николая Карполя с сыном Александром, которые занимались хозяйством группы, смотрели за лошадьми. Из гражданского лагеря отряда им. Кирова в группу пришли Нина Баран и Екатерина Карполь, ставшие поварами. По воспоминаниям К. Груздева, судьба у Нины Баран впоследствии оказалась трагической. В конце июня 1944 года она с партизанами из отряда им. Кирова пошла в деревню Клепачи под Ружанами. В лесу Нина оставила сапоги, оружие, переоделась под крестьянку и пошла в разведку. В деревне ее задержал солтыс и передал немцам. Фашисты избивали ее, травили собаками, хотели узнать сведения о месте дислокации отряда, командире и вооружении. После допросов и пыток немцы повезли ее в лес, чтобы она показала стоянку отряда. Нина водила немцев по лесу, но намеренно заводила их в такие места, где партизан никогда не было. Ничего не добившись, мужественную девушку Нину Баран немцы расстреляли.

В начале февраля 1944 года Поворознюк получил приказ о передислокации группы к Белостоку. Группа «Стойкие» отправилась на новое место. К группе присоединились Григорий Манжура из отряда им. Кирова и двое партизан-проводников, знающих местность. Трагедия случилась 12 февраля.

Направляясь из д. Праздники к станции Андреевичи, группа днем находилась на хуторе, который окружили каратели. Из воспоминаний К. Груздева: «...Сначала все шло нормально, мы продолжали работу в Свислочском и Волковысском районах, встречались со своими связными и другими советскими патриотами, но на 10-й день пути внезапно произошла схватка с врагом. В бою погибли И. Г. Поворознюк и ряд других товарищей, в том числе проводники. Но и враг понес немалые потери. А мне и старшине Климовичу, получившим в бою ранения, пришлось возвращаться на базу в урочище Гута-Михалин…»

В том жестоком бою группа понесла большие потери. Геройски погибли командир группы И. Поворознюк, бойцы А. Соловьев, И. Русак, Н. Иванов, И. Жаворонок, П. Махонько, Г. Манжура, В. Шелест. Несколько человек, в том числе К. Груздев, были ранены. Бой в окружении продолжался до темноты. Под покровом ночи бойцам удалось оторваться от врага, и группа вернулась в Гута-Михалин на свою базу. Все тогда погибшие бойцы после войны были перезахоронены в братской могиле в г. п. Порозово. К сожалению, мой запрос в адрес администрации Брацлавского района Украины о родственниках И. Поворознюка оказался безрезультатным.

После гибели Поворознюка группу возглавил капитан Константин Груздев. Группа «Стойкие» продолжала выходить на диверсии и вести разведку через своих связных в Волковыске и Свислочи. За короткое время пребывания в тылу врага разведчикам удалось создать свою агентуру, через которую удавалось добывать ценные разведданные. С приближением фронта важно было добыть сведения о расположении линии обороны врага, его баз, складов, узлов связи и аэродромов – эти объекты бомбила советская авиация. Также передавались сведения в центр о вооруженных формированиях польской Армии Крайовой, действовавших в этом районе. Постоянно шла борьба с немецкими спецслужбами, которые выявляли подпольщиков и партизанских связных. Весной 1944 года немцы несколько раз предпринимали попытки окружить и уничтожить партизан в Ружанской пуще, но безуспешно. 

23 июня 1944 года началась наступательная операция «Багратион», в ходе которой происходило освобождение Беларуси. В ней приняли участие войска трех Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов. Накануне операции «Багратион» партизаны совершили диверсии на железных дорогах. Из воспоминаний К. Груздева: «…В ночь с 19 на 20 июня 1944 года по указанию ЦК КП(б)Б и БШПД все партизанские бригады, отряды и отдельные десантные разведывательно-диверсионные группы вышли на железнодорожные магистрали противника для проведения 3-го заключительного этапа «рельсовой войны». Вместе с кировцами на участке дороги Брест – Барановичи близ станции Бронная Гора вышла группа наших подрывников. Они вывели из строя более 200 рельсов». 

В первой половине июля наступление Красной Армии развивалось на Гродненском, Брестском и Белостокском направлениях. Вместе с Красной Армией приняли участие в освобождении Беларуси и партизаны. Они захватывали главные дороги на запад и устраивали там засады, не допуская отхода вражеских войск. Но главной помощью партизан было то, что они знали местность и помогали войскам обходить пункты обороны врага. Партизанам была поставлена задача: дезорганизовать работу тыла противника, сорвать подвоз резервов, захватывать важные рубежи, переправы и плацдармы на реках, удерживать их до подхода наступающих войск. 

В начале июля группа «Стойкие» действовала в прифронтовой зоне. В районе Свислочи и Порозово отступали войска вермахта, по которым наносили удары партизаны: из засад нападали на немцев, взрывали автомашины, минировали мосты. По воспоминаниям К. Груздева, группа подрывников под командованием Пронина возле хутора Клетиск, находившегося южнее Свислочи, подорвала 12 июля немецкий автотягач, тянувший артиллерийское орудие к фронту. Второй автотягач с орудием на шоссе Беловежа – Свислочь западнее д. Великие Гринки подорвала группа Бириллова. 

В ночь с 15 на 16 июля Климович и Клинцевич подорвали мост через реку Колонка возле д. Праздники. На дорогах образовались пробки, чем пользовались советские штурмовики, наносившие удары с воздуха по скоплениям немецких войск. Это были последние боевые операции десантников. Красная Армия продолжала наступление, и 17 июля 1944 года был освобожден Свислочский район. 

 За время пребывания в тылу врага разведывательно-диверсионная группа «Стойкие» пустила под откос 3 эшелона, взорвала водокачку в Свислочи, взорвала 7 автомобильных и железнодорожных мостов, 400 метров железнодорожного пути, а также 11 немецких автомобилей и мотоциклов. Утром 18 июля 1944 года группа «Стойкие» соединилась с частями Красной Армии.

Александр ПАВЛЮКОВИЧ, 
г. Минск.

Предыдущая статья

Молодые специалисты сферы образования Свислоччины